56RS0038-01-2020-001202-30 Дело 2(1)а-74/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 февраля 2021 года с. Сакмара
Сакмарский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Долговой И.А., при секретаре Плотникове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № № по <адрес> к Луговскому М.С. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере,
У С Т А Н О В И Л:
МИФНС России № по <адрес> обратилось в суд с административным иском к Луговскому М.С. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, указав, что Луговской М.С. в соответствии с п.1 ст.419 НК РФ является плательщиком страховых взносов. В связи с наличием недоимки по страховым взносам, ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России № по <адрес> было выставлено и направлено в адрес плательщика требование №, об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями). Данные требования ответчиком не исполнено, задолженность перед бюджетом до настоящего времени не погашена и составляет в общей сумме 16160,54 руб., в том числе:
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере 13028 руб.; пени в размере 62,21 руб.;
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 3055,37 руб.; пени в размере 14,59 руб.
С вышеуказанным требованием МИФНС России № по <адрес> обратившись с заявлением о вынесении судебного приказа в адрес мирового судьи. Мировым судьей был вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ. №АДД.ММ.ГГГГ о взыскании указанных сумм налога и пени. Однако от должника поступили возражения относительно исполнения судебного приказа. Судебный приказ был отменен определением от ДД.ММ.ГГГГ. В определении об отмене судебного приказа от 10.09.2020г. разъяснено, что заявленное требование может быть подано взыскателем в порядке искового производства.
Просит суд с учетом уточнений взыскать с административного ответчика Луговского М.С. недоимку:
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере 13028 руб.; пени в размере 62,21 руб.;
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 3055,37 руб.; пени в размере 14,59 руб.
Представитель административного истца МИФНС России № по <адрес> в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании административный ответчик Луговской М.С. в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании просил суд применить пропуск срока заявленных требований, против удовлетворения иска возражал. Указал, что фамилия его Луговской М.В., а не Луговский М.В., требования заявлены к ненадлежащему ответчику.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца и ответчика в порядке, определенном частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В силу части 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками признаются организации, физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
На основании ст. 44 Налогового кодекса РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных Налоговых кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Согласно части 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Подпункт 1 п. 1 ст. 227 НК РФ предусматривает, что физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят исчисление и уплату налога по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
В соответствии со статьями 23, 45 НК РФ для плательщиков страховых взносов установлена обязанность по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов.
Вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
Согласно ст.419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели.
В силу ст. 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год.
Согласно п. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со статьей 430 налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период ДД.ММ.ГГГГ года, 29 354 рублей за расчетный период ДД.ММ.ГГГГ года, 32 448 рублей за расчетный период ДД.ММ.ГГГГ года.
Пунктом 2 статьи 430 НК РФ предусмотрена уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период ДД.ММ.ГГГГ года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период ДД.ММ.ГГГГ года.
Положениями главы 34 НК РФ основания для освобождения от уплаты страховых взносов ввиду отсутствия доходов от предпринимательской деятельности не предусмотрены.
Из материалов дела следует, что согласно выписке из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель Луговской М.В. (ОГРНИП №), зарегистрированный как ИП ДД.ММ.ГГГГ прекратил свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ в вязи с принятием им соответствующего решения.
Согласно сведений МИФНС России № по <адрес> Луговской М.С. являлся плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, и был обязан правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в МИФНС России № по <адрес>.
В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
По данным расчета задолженности по страховым взносам и пени, представленного МИФНС России № по <адрес>, размер задолженности по страховым взносам составляет в общей сумме 16160,54 руб., в том числе:
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере 13028 руб., по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ год (согласно требования от ДД.ММ.ГГГГ); пени в размере 62,21 руб.;
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 3055,37 руб., по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ год (согласно требования от ДД.ММ.ГГГГ); пени в размере 14,59 руб.
ДД.ММ.ГГГГ административному ответчику Луговскому М.С. через личный кабинет было направлено требование № об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в срок до ДД.ММ.ГГГГ страховые взносы на обязательное медицинское страхование - 3055,37 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - 13028,37 руб., пени 76,80 руб.
По заявлению МИФНС России № по <адрес>, поступившему ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка <адрес> вынесен судебный приказ №а-ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании платежей с Луговского М.С.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи судебного участка <адрес> приказ мирового судьи судебного участка Сакмарского района Оренбургской области №а-ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенный по заявлению МИФНС России № по <адрес> о взыскании недоимки по страховым взносам и пени с Луговского М.С. отменен, ввиду несогласия заявителя.
Согласно ч.2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно статье 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Срок исполнения требования № от ДД.ММ.ГГГГ определен до ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно 6 месячный срок для обращения к мировому судье истекал ДД.ММ.ГГГГ (по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ) соответственно.
Как следует из определения мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ заявление о вынесении судебного приказа поступило к мировому судье ДД.ММ.ГГГГ с пропуском установленного законом срока для обращения в суд. Ходатайств о восстановлении срока со стороны административного истца не заявлялось.
Заявление о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и пени мировому судье подано с пропуском установленного п.2 ст.48 НК РФ срока. При этом оснований для восстановления пропущенного процессуального срока не имелось.
Конституционный суд РФ в Определении от 22.03.2012 года №479-ОО указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ осуществляться не может. Несоблюдение налоговой инспекцией установленного налоговым законодательством срока для взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Вынесение судебного приказа само по себе не означает восстановление срока на взыскание налога в судебном порядке, поскольку вопрос о восстановлении процессуального срока требует исследования причин его пропуска, что невозможно в рамках приказного производства.
Сам факт обращения в шестимесячный срок после отмены судебного приказа в суд общей юрисдикции (исковое заявление направлено в суд ДД.ММ.ГГГГ) не свидетельствует о соблюдении пропущенного шестимесячного срока для обращения к мировому судье.
В связи с пропуском установленного срока для обращения в суд, отсутствием ходатайства о восстановлении и непредставлении уважительности причин пропуска срока, суд приходит к выводу, что требования МИФНС России № по <адрес> удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 286, 290, 114 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы России № по <адрес> к Луговскому М.С. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере 13028 руб., пени в размере 62,21 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 3055,37 руб., пени в размере 14,59 руб., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сакмарский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.А. Долгова
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.